Приёмы и стили игры на электрогитаре
На главную

Сайт создан в системе uCoz

Сольная игра
В представлении многих гитаристов игра соло - наиболее привлекательный аспект владения инструментом. Умение вести сольную партию даёт шанс на внимание публики даже самому скромному и придирчивому исполнителю. Основной навык сольной игры достигается, несомненно, упражнением в гаммах. Не следует, однако, думать, что всё мастерство солиста сводится к простому умению извлекать звуки нужной высоты. Существует множество приёмов игры, таких как, оттяжка струны, вибрато, которыми необходимо овладеть для качественной игры и которые дадут вам свободу самовыражения.

Легато на одной струне
Приём легато применяется во всех видах гитарной музыки. При восходящем легато звучащая струна, прижатая на каком-нибудь ладу одним из пальцев левой руки на другом ладу выше по грифу. В результате этого струна, не переставая звучать, начинает издавать другой, более высокий звук. В нотном тексте необходимость этого приёма указывает соеденяющая две ноты дуга - лига с буквой Н сверху.
Восходящему легато противопоставляется нисходящее. Суть этого приёма в том, что прижатая на каком-либо ладу звучащая струна прижимается другим пальцем левой руки на другом, более низком ладу, после чего отпускается палец прижимавший струну ранее. Не прекращая звучать, струна начинает издавать другои, более низкий звук. Указанием на этот приём в нотном тексте служит такая же лига; в этом случае около нее ставится буква Р.


Оттяжка струны
Оттяжка струны - это обычный, хотя и очень эффектный приём игры на электрогитаре. Когда звучащую струну оттягивают, то высота её звучания меняется. Этот эффект может быть достигнут так же с помощью рычага термоло, которым снабжены многие электрогитары. Вначале этот приём применялся в блюзе и кантри, для подражания звуку "бутылочной" гитары, а позднее - и педальной стил-гитары. Постепенно этот приём, расширяющий выразительные возможности музыки, стал одним из основных в гитарной технике. Оттяжка струны возможна так же и на акустической гитаре, но применяется только в классике и фламенко. Главный фактор, ставящий предел возможному изгибу струны - это её толщина. Если на вашей гитаре струны тонкие, то есть первая струна не толще 0,10 дюйма, то высота звука может быть изменена по меньшей мере на тон. Если струны толстые металлические лил же нейлоновые, то высоту звука едва ли можно изменить на пол тона.

Вибрато
Вибрато (вибрация) - это один из наиболее эффективных способов сделать игру выразительной. Им пользуются исполнители всех струнных инструментов. Приём заключается в лёгких колебаниях высоты звука. Термин происходит от латинского vibrare, что означает "качать". Эффект вибрато может быть получен несколькими способами. В классической технике, применяемой и в других музыкальных стилях, вибрато достигается качание пальца, прижимающего струну, в направлении вдоль неё. Движение должно быть очень лёгким, а колебания высоты звука должны быть едва ощутимы. Многие музыканты предпочитают более мощную вибрацию, достигаемою движением руки не вдоль, а поперёк струны. Такое вибрато является смягчённой разновидностью оттяжки.

Теппинг
Этот приём состоит из принципов восходящего и нисходящего легато и состоит в том, что пальцы правой руки так же движутся вдоль грифа, прижимая струны. Такие мастера, как Эдди Ван Хален, Стив Вэй и Джо Сатриани добивались таким способом очень быстрого темпа соло. Эта техника получила известность в 80-х годах, но многие гитаристы пользовались ею раньше, как, например, джазист Хэрви Мэндел в альбоме начала 70-х годов. Родственную технику применял также джазовый музыкант Стэнли Джордан, который держал гитару почти горизонтально на коленях и играл на ней почти как на фортепиано, прижимая струны пальцами обеих рук. Обе техники требуют хорошей подготовки. кроме того, их можно применять только на инструментах с усилителями, которые обеспечивают получение звука на любом месте грифа. Что касается рок-музыки, то здесь постоянная сила звука обеспечивается максимальными уровнями компрессии и искажения.